Организация прогулки в детском саду.
Особое значение для детей имеет прогулка - наиболее эффективный вид отдыха, позволяющий обеспечивать закаливание организма и увеличение двигательной активности, развивать познавательные возможности.
Ребенок дошкольного возраста должен гулять в детском саду (даже в холодное время года) до 4-5 часов в день.
Перед сбором на прогулку необходимо отправить детей в туалет (девочки и мальчики идут порознь).
Во время одевания на прогулку воспитатель использует каждый момент для общения с детьми, для обогащения их впечатлениями, оживления их представлений.
Воспитатель следит за спокойным, уравновешенным поведением детей, за правильным обращением с вещами, напоминает, как вежливо выразить просьбу, обращенную к взрослым или сверстнику.
Привлекая выразительные стихи, народные поговорки, воспитатель и младший воспитатель поддерживают хорошее настроение у детей.
Тушки-тутушки
Где твои ушки?
Ушки в шапке,
Не достанут лапки
Чтобы ушки не болели
Быстро шапочку одели.
А потом и куртку
Для длительной прогулки.
При подготовке к прогулке, главная задача - научить детей последовательно одеваться. Для этого используется: в младших группах - дидактическая кукла, одетая по сезону.
Во время одевания на прогулку сначала в раздевалке находится воспитатель группы, затем присоединяется помощник воспитателя.
Алгоритм одевания на прогулку:
- в первую очередь дети снимают легкие платья, юбки, шорты, носки и кладут в шкафчик, в обусловленное воспитателем место,
- затем надевают колготки,
- брюки (штаны), обувь,
- свитер,
- пальто,
- шапку,
- шарф, рукавицы.
При этом воспитатель широко использует художественное слово, сравнения( н-р: перчатки- «домики для пальчиков» и т.д), показ способов одевания вещей. Воспитатель и помощник воспитателя следят за тем, чтобы дети брали вещи из ячейки постепенно, а не все сразу, одевались правильно и опрятно, оказывают детям помощь. Алгоритм одевания постоянно находится в раздевальной комнате независимо от того, какого возраста дети данной группы.
Когда большинство детей будут полностью одеты (60%), воспитатель (предварительно до прогулки, проверив безопасность территории участка) выводит их на улицу (1 часть оборудования: материал для наблюдения, подвижных игр, самостоятельной деятельности детей берёт с собой, некоторые материалы может дать донести детям: скакалки, обручи, мяч и т.д.).
Помощник воспитателя помогает остальным детям одеться и выводит их на улицу (приносит 2 часть оборудования для игр детей).
Воспитатель берет на себя организацию интересной и разнообразной деятельности детей во время прогулки.
Прогулка состоит из 5 основных этапов:
1. самостоятельная двигательная деятельность детей:
2. сюжетно-ролевые игры, подвижные, спортивные игры и упражнения (название каждой игры и её цели указываются в плане),
3. наблюдение,
4. труд,
5. индивидуальная работа.
В процессе прогулки педагог организует и наблюдает за содержанием игр и взаимоотношением детей в этих играх, а также следит за сменой видов деятельности - дети не должны слишком возбуждаться или перегреваться. Стоит привлекать детей к уборке участка.
ВАЖНО, чтобы выносного оборудования хватило для организации деятельности на прогулке каждого ребёнка группы.
По окончании прогулки детям дается указание на предстоящую деятельность - от приведения участка в порядок, уборки игрового оборудования в помещение, до входа в группу. Дети должны вытереть ноги перед входом в детский сад, передвигаться тихо.
Во время возвращения с прогулки, в помещении действует правило: разделся сам – помоги другому. Во время раздевания следует показывать как аккуратно и правильно сложить одежду и убрать в шкафчик.
Приветствуется обращение детей друг к другу за помощью и поощряется оказывающий помощь (похвалой «самый внимательный помощник», аплодисментами всех детей и т.д.). За активную помощь или за самый аккуратный шкафчик следует поощрение: вымпел, медаль и т.д.
Когда переоделась большая часть детей, можно поиграть в игру «Ехал Грека через реку…..» - воспитатель подставляет ладони, дети ставят указательный палец в центр ладони взрослого, на слово «Цап!», дети должны убрать свои пальцы из ладони воспитателя. Слова игры можно произносить в разном темпе, что поддерживает интерес детей. Можно слова этой игры заменить разучиваемыми считалками.
Как только все дети закончили переодеваться, и часть столов накрыта, пригласить сначала медлительных детей - с этой частью детей пройти в умывальную (пользоваться теми же приемами, что и утром) Остальным детям - предложить проверить порядок в игровых уголках, затем постепенно приглашать остальных детей.
ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПРОГУЛКИ УЧИТЫВАЙТЕ
ПОДГОТОВКУ К НЕЙ.
Используя образовательную программу ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ и материал, приведённый ниже, планируйте подготовку к прогулке в своей возрастной группе.
Последовательность записи в плане: первоначально определите цель, выберите задачи (2-3), затем форму, методы и приёмы воздействия, планируемый результат.
Цель - Развитие самостоятельности в выполнении правил сбора на прогулку.
Задачи.
Формировать представления о правилах сбора на прогулку, развивать умения самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами:
• наводить порядок в группе и развивающих центрах (убирать игрушки и пособия, аккуратно и красиво ставить стулья к столам) («Познание», «Труд», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество»);
• посещать туалетную комнату, мыть руки после туалета («Здоровье», «Социализация»);
• одеваться по погоде, в определенной последовательности, аккуратно, в общем ритме, не мешая соседям («Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Познание»);
• при необходимости обращаться с просьбой о помощи, оказывать помощь сверстникам («Коммуникация», «Социализация»);
• по окончании одевания аккуратно закрывать дверцу шкафчика, ожидать других детей («Безопасность», «Труд», «Социализация»);
• участвовать в подготовке и выносе материала, необходимого для прогулки («Коммуникация», «Социализация», «Труд»);
• спокойно выходить на прогулку, придерживать дверь при закрывании, заботиться о безопасности сверстников («Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»).
Формы, методы, приемы.
Напоминание, ситуативный разговор, поддержка, положительная оценка, поощрение, помощь, обращение к ребенку с просьбой об оказании помощи сверстнику, образец этически ценного поведения по отношению друг к другу, похвала — одобрение, выражение педагогом своих чувств, связанных с проявлением детьми опрятности, аккуратности, а также доброже¬лательности, стремления помочь, озвучивание чувств детей, рассказ, проговаривание потешек, стихов, загадок.
Планируемые результаты (достижения ребенка).
• Ребенок опрятен, аккуратен, заботится о состоянии вещей, одежды, соблюдает порядок в шкафчике и раздевальной.
• Ребенок внимателен к нуждам и потребностям окружающих, способен в приветливой доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой о помощи, доброжелательно ответить на просьбу, по собственной инициативе оказать помощь.
|