Организация режимных моментов в детском саду
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу ,поэтому она не вызывает утомления .
При проведении режимных процессов следует придерживаться важных правил.
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,
одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7.Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными. Режим пребывания детей в детском саду – это определенная последовательность организованного взаимодействия с детьми.
Требования к режиму определяются психофизиологическими особенностями возраста ребенка, задачами воспитания, окружающими условиями. Режим должен учитывать возрастные особенности детей, быть постоянным (хотя есть отличия в построение режима дня в разное время года), учитывается время пребывания ребенка в детском саду, и время работы родителей.
К режимным моментам относятся:
1. прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика
2. подготовка к завтраку, завтрак
3. игры и детские виды деятельности
4. образовательная деятельность
5. подготовка к прогулке, прогулка
6. Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед
7. Подготовка к сну, дневной сон
8. Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия
9. Игры, самостоятельная деятельность детей
10. Подготовка к ужину, ужин
11. Игры, прогулка, уход детей домой
Малышей необходимо научить действовать согласованно. А как можно заинтересовать маленького ребенка? Конечно-игровым моментом. Совместить действие с речью и игрой в короткий промежуток времени помогают считалки, потешки, присказки, стихи.
Игровые приемы широко используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста как в первую, так и во вторую половину дня. Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.
• Сегодня к нам пришел в гости Мишка. «Здравствуй, Мишка!»
Здравствуй! Да, Миша, когда кто-нибудь приходит, дети всегда говорят: «Здравствуйте!» Мишка тоже будет учиться говорить всем «здравствуйте». А мы поможем ему.
• Кукла Маша сегодня очень красивая. Вы заметили, что ее украшает? Чистое платье, красивый бантик, нарядный фартучек. А еще у нее чистые ручки и лицо.
• Мишка-Топтыжка принес интересные картинки. Кто скажет, что это? Давайте их рассмотрим: мыло, полотенце, зубная щетка. Для чего нужны эти предметы ? Мишка-Топтыжка не знает. А вы, дети, знаете?
• Зайчонка пригласила в гости кукла Катя, а он не знает, как вести себя в гостях.
Детей младшего и среднего возраста особенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям. Для вовлечения детей в игру используют проблемные ситуации: наш Мишутка поранил лапу; у Мишутки разболелось горло; найдем друга Мишутке; Мишутка проголодался; успокоим и согреем Мишутку; поможем Мишутке найти маму.
Работе по формированию навыков культуры поведения поможет сказка. Например, сказка «Три медведя» на новый лад – о том, как Маша учила Медвежонка правилам поведения. Заблудилась Машенька в лесу. Видит дом стоит, а в нем живут медведи. Только вошла Маша в дом, Михаил Иванович увидел ее и зарычал: «А-а, давно тебя ждем, помоги Мишутку научить правилам поведения за столом». Мишутка облизывает за столом лапы, Маша учит его как пользоваться салфеткой, что надо говорить после окончания еды.
Общаясь с детьми старшего дошкольного возраста, воспитатель проводит индивидуальные беседы:
- что означают ваши имена? Как вас будут называть, когда станете взрослыми?
- почему людей надо приветствовать при встрече. Что означает слово «здравствуйте»?
- как стать красивым?
-моя одежда, мой костюм;
-моя комната, мои игрушки.
Для закрепления норм поведения можно провести игру «Кто знает больше приветствий».
Формированию культуры поведения, навыков доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми будут способствовать:
- чтение рассказов Валентины Осеевой: «Три сына», «Волшебное слово»;
- рассматривание картин, слайдов из серии «Воспитание культуры поведения»;
- обыгрывание проблемных ситуаций;
- формирование копилки добрых дел и поступков;
-обсуждение пословиц;
-загадывание загадок;
Стихи всегда помогут поддержать интерес детей к внешнему виду, вызовут желание быть аккуратным, устранять неполадки в одежде. Воспитатель с детьми, рассматривая предметы, необходимые для умывания, ухода за внешним видом, одеждой, объясняют их назначение, загадывает загадки про них. Потом предлагает дидактические игры: «В каком порядке надо накрывать на стол к обеду», расположи по порядку, как надо умываться» и т.д.
Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе можно провести игры:
- поговорим по телефону;
- кто больше знает вежливых (добрых, ласковых) слов;
- волшебное слово;
- кто лучше знает правила поведения на улице и в общественных местах.
Следует использовать чтение художественных произведений, например “Что такое хорошо, что такое плохо”, надо беседовать на нравственные темы, разговаривайть о поведении детей в магазине, в театре, на улице, в общественных местах.
Для закрепления культурно-гигиенических навыков в старшем дошкольном возрасте можно провести конкурсы:
-Чистюль;
-Мойдодыра;
- «Самый аккуратный» между детьми, сидящими за разными столами ил на разных рядах.
При проведении конкурсов обязательно выдавать награды (медали, наклейки, вымпелы и т.д.).
|