Футбол — без
сомнения, одна из самых популярных спортивных игр в современном мире. Возникнув
как развлечение английских аристократов, он в самые короткие сроки завоевал
весь мир и все слои населения. В него играют во дворах и на лучших стадионах.
Он порождает страсти в среде болельщиков. Миллионы телезрителей откладывают все
дела, чтобы в урочный час оказаться у экранов телевизоров.
Популярность
футбола огромна! Имена игроков
ведущих футбольных команд известны даже детям, и их слава превышает славу
поп-звезд, не говоря уже о политиках.
Однако сегодня дошкольникам научиться играть в футбол сложно, количество
дворовых стадионов резко снизилось. Маленькие мальчишки уже не могут
естественным образом менять позицию наблюдателя за беготней дворовых команд на
позицию игрока. Для новых поколений интерес к футболу все больше смещается из
области активной физкультуры в область зрительскую.
И это обидно.
Потому что игра в футбол — это бег, координация, меткость и развитие командных
качеств. Следовательно, детям надо предоставлять такую возможность там, где они
гуляют под присмотром. В том числе и в детском саду.
Но в отсутствие
дворовых сообществ и действующих традиций игры на дворовом поле, и обучение
будет происходить по-другому.
Носителем знаний о футболе и умения в него играть
должен стать педагог. В детском саду, как правило, женщина (в лучшем случае —
инструктор по физической культуре), у которой нет собственного игрового опыта. Воспитатель, если она
разделяет представления о ценности футбола для развития ребенка, может кое-чему
научить.
Возможно, время
от времени ей придется привлекать на помощь пап своих воспитанников. Но это пойдет
всем на пользу.
Следует обратить внимание на обувь и подбор мяча для игры:
1.
Играть в футбол можно только в специальной обуви,
предохраняющей пальцы ног и ступню от ушибов и вывихов. |
На первых порах в упражнениях, не требующих сильных
ударов, можно использовать обычные резиновые мячи. |
3.
Уменьшение размеров мяча требует большей
точности удара и лучшей координации.
Эту особенность можно использовать для
усложнения упражнений.
Для матчей лучше использовать настоящий футбольный мяч.
|
С технической
точки зрения футбол — трудная игра. Гораздо труднее подвижных игр с мячом типа
перестрелки или вышибал.
Начинать
обучение футболу нужно с подготовительных упражнений, иначе игры не получится:
после однократного удара по мячу он будет вылетать за границы поля — и все.
Упражнения, которые помогут начинающим игрокам освоить азы вождения мяча.
Ударь
по мячу.Это вводное
упражнение, позволяющее детям «почувствовать» мяч и научиться вести его перед
собой.
Первый вариант
Дети выпускаются
на довольно большую ровную площадку и становятся на расстоянии 1-1,5м друг от друга, в
свободном порядке. У каждого свой мяч.
По свистку нужно бегать по полю и просто бить по мячу ногой, чтобы привыкнуть к
этому ощущению. Главная задача — не сталкиваться с другими игроками.
Второй вариант
Играющие
выстраиваются на линии старта. У каждого мяч. По свистку играющие начинают
движение "по прямой" к противоположной линии поля и гонят перед собой мяч. Детям объясняют:
чтобы контролировать мяч, по нему нельзя бить сильно. Мяч нужно толкать легко,
чтобы он не «убегал» далеко и чтобы его можно было контролировать.
Кто
дальше
В этом
упражнении отрабатывается сила удара по мячу. Играющие выстраиваются на линии
старта. По свистку нужно ударить как можно сильнее. Судья отмечает, чей мяч
улетел дальше всех.
Маятник
Играющий кладет
мяч между ступнями ног. По свистку он начинает легонько бить по мячу внутренней боковой
частью ступни, толкая мяч от правой ноги к левой и обратно. Задача — продержать
мяч как можно дольше в таком состоянии, чтобы он не выкатился за пределы
возможного удара.Удачно. если это проходит как соревнование.
Мяч
в паре
Игроки делятся на пары и становятся на небольшом
расстоянии друг от друга.( 1-1,5м). Первоначально расстояние не должно превышать один
метр.
У каждой пары мяч. Нужно пасовать мяч друг другу, ударяя по нему «щечкой» ноги.
Задача играющих — ударить не сильно, а так, чтобы партнер сумел перехватить мяч
— тоже щечкой ноги.
После тренировочных упражнений можно устроить небольшое состязание между парами
игроков: какая пара дольше продержит мяч, отдавая пас друг другу.
Отдай
мяч водящему
Дети
(пять-шесть человек) выстраиваются в линию, лицом к водящему.
Водящий бьет мяч «щечкой» ноги в сторону стоящих на линии, так чтобы он долетел
до одного из игроков. Тот отбивает мяч обратно. Каждый играющий получает мяч по
очереди.
Лучше, если на первых порах роль водящего будет выполнять взрослый.
Усложнение -Когда дети освоятся с упражнением, можно давать пас мячом не по порядку — от
первого ребенка к последнему, а «в разбивку», в случайном порядке. В этом
случае от детей, отбивающих мяч, требуется повышенное внимание.
Мяч
в кругу
Это упражнение
напоминает предыдущее, но требует большей координации и сыгранности. Все
играющие встают в круг так, чтобы расстояния между ними были небольшими (1-1,5м). Один
из игроков — в центре круга. Расстояние от него до игроков в кругу — не больше
метра. Центральный игрок бьет «щечкой» ноги по мячу, посылая его одному из
игроков. Каждый игрок так же отбивает мяч. После этого мяч посылается его
соседу. И так дальше по кругу. Бить по мячу нужно не сильно, стараясь точно
послать его другому игроку.
Лучше начинать с небольших расстояний и совсем слабых ударов. Главное —
добиваться точно паса.
Усложнение - Когда дети освоятся с этим упражнением, можно провести командные состязания:
чья команда дольше не позволит мячу вылететь за границы круга.