Главная | Регистрация | Вход | RSS Суббота, 18.05.2024, 13:04
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
Самарский социально-педагогический колледж 
Меню сайта
Объявления
[16.11.2023][Образование]
Учебная практика УП 02 (0)
Категории раздела
Основные движения [0]
Общеразвивающие упражнения [0]
Физкультурные занятия [1]
Подвижные игры [2]
Физкультурные развлечения [2]
Способы контроля [2]
На прогулке [7]
Материальная база [1]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Теоретические материалы » Подвижные игры

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

         (Материалы разработаны преподавателем ССПК -Киселёвой Е.В.)

         Независимо от вида подвижной игры,   сложности  и возрастной принадлежности, её развитие проходит  по  одним закономерным этапам: 

                              Этапы  развития подвижной игры

1.выбор игры,

2..создание интереса детей к игре,

3. сбор на игру,

4. организация  играющих,

5. объяснение правил игры,

6. распределение ролей,

7. размётка площадки,

8. раздача инвентаря и атрибутов,

9. сигнал на начало игры,

10. проведение игры,

11. сигнал на окончание игры,

12. педагогический анализ игры

 

Важно помнить, что  исключение хотя бы одного этапа в развитии игры влечёт за собой быструю потерю интереса детей к участию в предлагаемой игре.

Обозначенный порядок этапов может меняться местами, в зависимости отсодержания игры, но нельзя нарушать №№ 9,10,11,12.

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО подвижных игр – движения, которые выполняются в игре, должны быть очень хорошо усвоены детьми и разучены воспитателем предварительно на физкультурных занятиях и в индивидуальной работе  в режиме дня, т.е. находиться на III этапе освоения движений.

 Методика разучивания подвижных игр с детьми

младшего дошкольного возраста

        Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности  комплексного использования  разнообразных приёмов, направленных на формирование физического развития, личности ребёнка,  умелое педагогическое руководство ею.

Подготавливаясь к рабочему дню, воспитатель  заранее подбирает  игры по возрастной принадлежности, двигательному содержанию, эмоциональности и интенсивности  игрового действия.

Кроме того подбор и планирование подвижных игр зависят от условий группы, времени года,  особенностей режима (санаторный или обычный), места проведения  (помещение  или улица), интересов детей.

       Важно правильно организовать игру в зависимости от  содержания, очерёдности выполняемых заданий, возраста детей. Необходимо варьировать способы организации  игр в зависимости от структуры и характера движений.

Подбор п\игр для детей младшего дошкольного возраста, в первую очередь, ориентирован на программу воспитания конкретной возрастной группы. Программа классифицирует игры по использованию основных движений (с бегом, прыжками ..). Чтобы игра могла состояться, для детей младшего дошкольного возраста,  очень важно насколько освоены основные движения,.

 Проведение самой игры имеет важную особенность: все этапы п\игры  проводятся в параллели с десятым этапом. Никаких  предварительных объяснений до начала проигрывания детям не предлагается, т.к. в этом возрасте преобладает наглядно-действенное мышление. Детям понятно и интересно только тогда, когда они находятся в действии.

Воспитатель готовит площадку до игры, создавая игровую ситуацию, атрибуты для каждого игрока, начинает игру с интересного детям действия: пришёл котик и хочет с ними поиграть. Раздаёт атрибуты в момент обозначения ролей (воробышки  надевают шапочки и заходят в свои гнездышки), контролируя равномерное распределение детей на площадке.

Сигналы в игре подаются в характере сюжета, действия воспитатель выполняет вместе с детьми, поясняя их. У детей нет скорости выполнения движений, т.к. пока реакция внимания затруднена. Особым образом должен подаваться сигнал на окончание игровых действий в новой игре: желательно, чтобы  он проходил в три ступени.

Первая ступень - уточнение изменения действий ловишки (кот проснулся);

Вторая ступень – как необходимо отреагировать игрокам (убегайте);

Третья ступень – непосредственно звуковой сигнал на окончание игровых действий в проигрывании (Мяу).

Не менее важно организовать игру таким образом, чтобы каждый малыш, независимо от физических возможностей, оказался в позиции выигрыша. Если на окончание игры ребёнок не отреагировал (не прячется в свой домик), воспитатель в одну руку берёт игрушку (Кота), другой берёт руку малыша и, сохраняя дистанцию между игрушкой и ребёнком, заводит малыша в игровой домик. Сразу озвучивая похвалу: «Молодцы дети: все убежали от Кота!»

Педагогическая оценка по окончании игры - только положительная.

 Методика разучивания и проведения подвижных игр с детьми среднего и старшего дошкольного возраста

Разучивание новой подвижной игры

       Прежде чем приступить к объяснению правил новой игры с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, воспитатель должен представлять

  •  как  он вызовет у детей интерес к ней,
  •  как распределит детей на период объяснения,
  • достаточно ли будет площади игровой зоны, насколько эта зона безопасна,
  • как организует участников перед  началом игры.

        Ознакомление с новой игрой должно проходить чётко, лаконично, образно, эмоционально в течение  2-3 минут, включая объяснение игровых правил. Лучше, если перед объяснением дети уже расположатся так, как следует встать для начала игровых действий.

Объясняя не сюжетную игру ( «Ловишки», «Мы весёлые ребята» и т.д.)  необходимо  раскрыть:

  • последовательность игровых действий: сначала игроки встают в круг и договариваются о правилах, затем выбирают ловишку и  звучит сигнал на начало игры, по сигналу на окончание игры все снова встают в круг. Тот, кого поймал ловишка, отходит на одно проигрывание в правый угол площадки.
  • игровые правила: на сигнал «Раз, два, три – лови!» ловишка начинает ловить игроков. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» игроки возвращаются в круг. Все игроки бегают в разных направлениях, избегая столкновений друг с другом. За пределы игровой площадки убегать нельзя.
  • сигналы на начало и конец игры (сигналы должны быть обязательно  разные).

После объяснения  обязательно следует закрепить эти правила. Например: 

  • когда  «ловишка»   начинает ловить детей,
  •  по какому сигналу «ловишка» прекращает ловить игроков.

      Или что делает играющий, стоящий вторым, если к их паре присоединился  «убегающий» (игра «Третий лишний»).

 Недопустимы вопросы типа «Вам понятно?». В таких случаях дети дадут утвердительный ответ независимо от понимания действий и правил.

Объяснение сюжетной игры  («Зайцы и волк», «Волк во рву», «Пожарные на учении» и т.д.) проводится по подобию не сюжетной, отличие – уточнение  до начала игры  действий игроков, соответствующих сюжету.

Важно накануне провести ознакомлению с окружающим по предполагаемому игрой сюжету.

      Объясняя спортивные игры и подвижные игры с элементами соревнования (эстафеты, городки, настольный теннис, бадминтон и т.д.) вы должны уточнить:

  • правила,
  • игровые приёмы,
  • условия соревнования.

Обязательно надо выразить уверенность в том, что дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий.

        Обратите внимание на распределение игроков на площадке до начала игровых действий: следует создать выгодные условия для всех детей, особенно для тех, кто отстаёт в физическом  развитии.

         Руководство воспитателя подвижной игрой состоит  и  в распределении ролей. Водящего можно назначить не только с помощью считалки, можно предложить детям самим выбрать водящего, а потом объяснить, почему возникло такое предложение.

       Будет удачно, если для выбора водящего вы используете  игру «Флюгер».   Все встают в круг, в центре находится один из игроков с закрытыми глазами и вытянутыми прямыми руками (на уровне плеч), по условному сигналу он начинает вращаться, по сигналу  стоящих в кругу - «Стоп»- останавливается.  На кого показывают вытянутые руки, тот и становится водящим.

         Педагогический анализ  игры проводится сразу после окончания, вам необходимо задать вопросы детям, например:

  •  Какой  ловишка  был самым ловким?   Почему вы так считаете?
  •  Кто из игроков может считаться самым ловким в сегодняшней игре? (Тот, кто не попался ни одному ловишке.)

    И применить одну из нематериальных наград: аплодисменты всех игроков или фраза воспитателя – « Молодцы! Вы сегодня самые ловкие игроки!», произнесённая торжественным и радостным голосом.

Проведение знакомой подвижной игры

        Проведение знакомой детям подвижной игры (средний и старший дошкольный возраст)  организуется иначе.

Детям называются несколько игр, к которым вы приготовили оборудование.

Предлагается выбрать одну из них.

После выбора игры вы:

  • задаёте детям вопросы  о сигналах на начало и конец игры  (лучше, если это будут хоровые сигналы, например,  «Раз, два, три – лови!»  или  «Раз, два, три – в круг скорей беги»);
  • договариваетесь  о новых правилах, которые могут сделать игру интереснее, например: теперь тот, кого поймали, не будет уходить в сторону, а станет выполнять роль ловишки.

Для этого придумываются действия ловишки и того ребёнка, которого "осалили". Ловишка – касается рукой плеча пойманного ребёнка и говорит громко: «поймал». Ребёнок, которого поймал ловишка,  быстро поднимает вверх одну руку и выкрикивает: «я ловишка!» и сразу начинает ловить игроков. После этих действий дети убегают уже от этого  ловишки. С каждым пойманным игроком ситуация повторяется.

  • Затем дети самостоятельно готовят игровую площадку.
  • Предлагаете детям самостоятельно выбрать водящего (приёмы: «флюгер», считалка и т.д.).
  •  Контролируете распределение  детей на игровой площадке, лучше, если включаетесь в игру сами.
  • Педагогический анализ игры проводите так же, как и при разучивании новой игры.

ПОМНИТЕ:   ГЛАНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЁМ – ВАШЕ  ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ  В ПОДВИЖНЫХ  ИГРАХ  ДЕТЕЙ.

Участие может быть прямым: вы являетесь игроком или выполняете ведущую роль и косвенным: вы находитесь на игровой площадке и короткими указаниями поддерживаете интерес детей к игре: громче говори «поймал»,  бегаем в одном направлении и т.д.     

Примеры формулировок двигательных задач к подвижным играм       

Формулировки двигательных задач к подвижным играм, которые должны применяться при  составлении календарных планов воспитателями д\учреждений, основываются на программных задачах по основным движениям  конкретной возрастной группы.

1.Упражнять в спрыгивании с высоты 15 сантиметров, отрабатывая приземление на две ноги одновременно с выполнением «пружинки» в коленях – п\и «Воробышки и кот», 2 младшая группа

2.Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижение вперёд на расстояние 2,5 метра, отрабатывая ритмичность и энергичность толчка носками ног – п\и «Зайцы и волк», средняя группа

3.Упражнять в быстром беге врассыпную, отрабатывая согласованность и ловкость движений – п.п «Мы весёлые ребята», старшая группа. 

4.Упражнять в быстром беге с увёртками, отрабатывая ловкость движений и быстроту реакции  - п\и «Ловишка бери ленту», подготов. группа

  Методические приёмы, используемые  при разучивании подвижной игры  «Зайцы и волк» с детьми средней группы:

 1.С целью создания интереса к игре

- привлечь детей к созданию масок зайцев и волка: раскрасить глаза, уши,   нос и т.д.;

- загадать загадки о зайцах или волке: их повадках, внешнем виде, способе   питания и т.д..

2.Предложить детям вместе с воспитателем подготовить площадку: отделить домик зайцев цветным шнуром, поставить стул для домика волка напротив домика зайцев. Распределить между детьми  обязанности.

3.Задать вопрос детям: Как можно определить, кто из них может быть волком? Предложить,  использовать считалку конкретному ребёнку, уточнить, как определить  ребёнка, получившего роль: тот, на котором закончилась считалка или тот, кто является следующим после окончания считалки.

4.Рассказать правила игры и задать вопросы:

- Когда зайцы выпрыгивают на полянку? (после слов воспитателя или ведущего -  «зайцы вышли на полянку»)

- Какие движения выполняют зайцы, пока звучат стихи:

    «Зайцы скачут скок да скок ,  на зелёный на лужок

  Травку  щиплют,  кушают, осторожно слушают » ? ( прыгают на двух ногах с продвижением вперёд)

- Когда волк начинает ловить зайцев?  (после слов - Не идёт ли волк!)

- Кто из зайцев считается выигравшим? (тот, кто успел убежать от волка и

 спрятаться в домик).

5.После первого сигнала воспитателя «Зайцы вышли на полянку» похвалить тех   детей,   которые сразу выпрыгнули из «домика».

6.После первого чтения стихов:

«Зайцы скачут скок да скок ,  на зелёный на лужок

     Травку  щиплют,  кушают, осторожно слушают » воспитатель хвалит тех

     детей, которые прыгали ритмичными прыжками с сильными толчками

     носками ног и  повторяет стихи еще раз.

7.Выделить голосом слова: «Не идёт ли волк!» и похвалить того, кто выполняя  роль волка, сразу выскочил из своего домика и начал ловить зайцев

8.После того, как все зайцы забежали в домик спросить детей:

- «Ловким ли был волк?» (Ловким, если поймал, хотя бы, одного зайца);

- «Какие зайцы оказались ловкими?» ( Те, кто успели забежать в домик).

     9. Похвалить всех детей за то, что они старались выполнять правила игры и предложить повторить её ещё раз.

                                                                                                                        

 

Категория: Подвижные игры | Добавил: kisev (24.01.2012) | Автор: Елена Киселева E
Просмотров: 33963 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Полезные ссылки
Министерство образования и науки Российской Федерации
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)
Самарское управление министерства образования Самарской области

Центр развития образования  г. о. Самара
Наука и образование против террора
Друзья сайта
 
Фотобанк Лори: продажа фотографий и иллюстраций
...
Rambler's Top100 
Copyright MyCorp © 2012-2024
Конструктор сайтов - uCoz